Модель формирования финансовой грамотности включает в себя следующие направления:
1. установки – культура финансового поведения, готовность принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами;
2. знания – принципы и схемы функционирования финансового рынка, понимание природы и функций финансовых институтов, инструментов, азы юридической и налоговой грамотности, понимание границ ответственности финансовых институтов перед клиентами и клиентов перед финансовыми институтами, владение минимальным финансовым словарем, включая понятия риска и доходности, дисконтирования, инфляции, понимание различий между наличными и безналичными платежами и т. п;
3. навыки – компетенции, позволяющие человеку экономить деньги и тратить их более ответственно, сравнивать между собой предложения различных финансовых учреждений, грамотно пользоваться платёжными средствами, сберегать и инвестировать, принимать компетентные финансовые решения.
Проблематика формирования финансовой грамотности:
-осведомленность в вопросах банковских услуг и потребительского кредитования;
— управление личным бюджетом;
-управление финансовыми рисками (в том числе недопущение формирования избыточной задолженности и риска банкротства);
— вопросы страхования;
-понимание принципов инвестирования и соотношения между уровнем доходности и риска;
-знание прав потребителя и требований обязательного раскрытия информации;
-планирование пенсионного периода и финансового обеспечения основных событий жизненного цикла человека.
Для реализации модели учитываются и целенаправленно создаются социально-культурные и педагогические условия, позволяющие эффективно формировать ответственное финансовое поведение учащихся.
Модель формирования финансовой грамотности будет реализовываться через:
1. Блок «Установка» – формирование положительного отношения к изучению финансовой грамотности у педагогов, учащихся, законных представителей; развитие качеств и свойств личности обучающегося, психологической готовности; овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений; организация и проведение экскурсий в банки, экономические колледжи, встречи с работниками финансовых учреждений; участниками финансового рынка.
2. Блок «Знания» — формирование финансовой грамотности учащихся в урочное время при изучении предметов школьного курса, через акцентирование внимания на определенные знания, умения, навыки, действия, через комплекс целенаправленных занятий во внеурочное время по программам и планам классных руководителей, планам воспитательной работы учреждения образования; проведение для учащихся специальных курсов по основам финансовой грамотности, факультативные занятия.
3. Блок «Навыки» — организация работы с учащимися и законными представителями: тренинги; деловые игры; создание игровой технологии «Учебная фирма»; клуб финансовых умников; школа финансовой грамотности на базе летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей, участие в научно-практических конференциях, олимпиадах по финансовой грамотности, акциях, выставках, издание раздаточного и информационного материала, буклетов, памяток, брошюр, комиксов, ребусов, роликов, аудиозаписей слоганов, проведение мастер-классов, издание газеты.
Для реализации Модели разработан педагогический комплекс по формированию финансовой грамотности учащихся, который включает в себя:
1) систему взаимодействия учащийся – педагог – законный представитель;
2) формирование финансовой грамотности при изучении предметов на второй ступени образования;
3) комплекс тематических внеклассных мероприятий и обучающих занятий на второй ступени образования (V-IX класс) «Денежная азбука», факультативные занятия «Основы выбора профессии» для учащихся IX класса; для учащихся V – IX классов «Основы экономических знаний»
4) проведение тематических мероприятий, экскурсий в финансовые учреждения Ошмянского района, изучение финансового климата в агрогородке Мурованая Ошмянка и г. Ошмяны, встречи с успешными людьми, вечера вопросов и ответов с представителями банковской сферы, ярмарки профессий, связанных с финансами, дистанционный курс «Бизнес-планирование» и т.д.
Рисунок 1. Модель формирования ответственного финансового поведения учащихся в учреждениях общего среднего образования
Анализ литературы позволил выделить следующие компоненты развития финансовой грамотности учащихся: когнитивный, ориентировочно — познавательный, деятельностно — практический, мотивационно — ценностный, социально — ориентационный.
Когнитивный компонент задает механизмы организации финансовой деятельности.
Деятельностно-практический компонент связан с овладением действиями, имеющими финансовую направленность, реализацией навыков проектирования, организации и осуществления финансовой деятельности.
Мотивационно-ценностный компонент связан с целеполаганием и реализуется посредством выделения приоритетов в деятельности.
Социально-ориентационный компонент обеспечивает развитие общественной направленности личности в финансовой деятельности в условиях учреждения образования «Мурованоошмянковский учебно-педагогический комплекс ясли – сад – средняя школа».
Сформированность экономической грамотности и ответственного финансового поведения учащихся оценивается по трем уровням:
1. Низкий уровень: учащиеся имеют ключевые понятия и базовые навыки финансовой грамотности и ответственного финансового поведения, могут использовать различные формы экономической информации, умеют рационально организовать свою работу, выработаны полезные привычки обращения с деньгами;
2.Средний уровень: учащиеся умеют оценивать ресурсы своей семьи, составлять семейный бюджет; обоснованно принимать экономические решения в области управления личными финансами, планирования семейного бюджета на основе анализа имеющейся экономической информации; знают особенности развития финансовых рынков и институтов на основе анализа основных экономических закономерностей и причинно-следственных связей;
3.Высокий уровень: учащиеся умеют прогнозировать влияние событий, происходящих в экономике региона, страны, на благосостояние своей семьи, оценивать эффективность принятых экономических решений; осознанно выбирать услуги, оказываемые финансовыми посредниками на финансовом рынке в зависимости от целей сбережения средств или получения кредита (поиска инвестиций); прогнозировать личные (семейные) риски и подбирать способы финансовой защиты, программы страхования; понимают логику функционирования финансовых инструментов, более уверенно и легко ставят цели и принимают решения, в том числе в выборе профессии и управлении карьерой.