Модель

Модель формирования финансовой грамотности включает в себя  следующие направления:

1. установки –  культура финансового поведения, готовность принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами;

2. знания – принципы и схемы функционирования финансового рынка, понимание природы и функций финансовых институтов, инструментов, азы юридической и налоговой грамотности, понимание границ ответственности финансовых институтов перед клиентами и клиентов перед финансовыми институтами, владение минимальным финансовым словарем, включая понятия риска и доходности, дисконтирования, инфляции, понимание различий между наличными и безналичными платежами и т. п;

3. навыки – компетенции, позволяющие человеку экономить деньги и тратить их более ответственно, сравнивать между собой предложения различных финансовых учреждений, грамотно пользоваться платёжными средствами, сберегать и инвестировать, принимать компетентные финансовые решения.

Проблематика формирования финансовой грамотности:

-осведомленность в вопросах банковских услуг и потребительского кредитования;

— управление личным бюджетом;

-управление финансовыми рисками (в том числе недопущение формирования избыточной задолженности и риска банкротства);

— вопросы страхования;

-понимание принципов инвестирования и соотношения между уровнем доходности и риска;

-знание прав потребителя и требований обязательного раскрытия информации;

-планирование пенсионного периода и финансового обеспечения основных событий жизненного цикла человека.

Для реализации модели учитываются и целенаправленно создаются социально-культурные и педагогические условия, позволяющие эффективно формировать ответственное  финансовое поведение учащихся.

Модель формирования финансовой грамотности будет реализовываться через:

1. Блок «Установка» – формирование  положительного отношения к изучению финансовой грамотности у педагогов, учащихся, законных представителей; развитие качеств и свойств личности обучающегося, психологической готовности; овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений; организация и проведение экскурсий в банки, экономические колледжи, встречи с работниками финансовых учреждений; участниками финансового рынка.

2. Блок «Знания» —  формирование финансовой грамотности учащихся в урочное время при изучении  предметов школьного курса, через акцентирование внимания на определенные знания, умения, навыки, действия,  через комплекс  целенаправленных занятий во внеурочное время  по программам и планам классных руководителей, планам воспитательной работы учреждения образования; проведение для учащихся специальных курсов по основам финансовой грамотности, факультативные занятия.

3. Блок «Навыки» — организация работы с учащимися и законными представителями: тренинги; деловые игры; создание игровой технологии «Учебная фирма»;  клуб  финансовых умников; школа  финансовой грамотности на базе летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей, участие в научно-практических конференциях, олимпиадах по финансовой грамотности, акциях, выставках, издание раздаточного и информационного материала, буклетов, памяток, брошюр, комиксов, ребусов, роликов, аудиозаписей слоганов, проведение мастер-классов, издание газеты.

Для реализации Модели разработан педагогический комплекс по формированию финансовой грамотности учащихся, который включает в себя:

1) систему взаимодействия  учащийся – педагог – законный представитель;

2) формирование финансовой грамотности при изучении предметов на второй ступени образования;

3) комплекс тематических внеклассных мероприятий  и обучающих занятий  на второй ступени образования (V-IX класс) «Денежная азбука»,  факультативные занятия  «Основы выбора профессии» для учащихся  IX класса; для учащихся V – IX классов «Основы экономических знаний»

4) проведение тематических мероприятий,  экскурсий в финансовые учреждения  Ошмянского района, изучение финансового климата в агрогородке Мурованая Ошмянка и г. Ошмяны, встречи с успешными людьми, вечера вопросов и ответов с представителями банковской сферы, ярмарки профессий, связанных с финансами, дистанционный курс «Бизнес-планирование» и  т.д.

   Рисунок 1. Модель формирования ответственного финансового поведения учащихся в учреждениях общего среднего образования

Анализ литературы позволил выделить следующие компоненты развития финансовой грамотности учащихся: когнитивный, ориентировочно — познавательный, деятельностно — практический, мотивационно — ценностный, социально — ориентационный.

Когнитивный компонент задает механизмы организации финансовой деятельности.

Деятельностно-практический компонент связан с овладением действиями, имеющими финансовую направленность, реализацией навыков проектирования, организации и осуществления финансовой  деятельности.

Мотивационно-ценностный компонент связан с целеполаганием и реализуется посредством выделения приоритетов в деятельности.

Социально-ориентационный компонент обеспечивает развитие общественной направленности личности в финансовой деятельности в условиях учреждения  образования «Мурованоошмянковский учебно-педагогический комплекс ясли – сад – средняя школа».

Сформированность экономической грамотности  и ответственного финансового поведения  учащихся оценивается по трем уровням:

1. Низкий уровень: учащиеся имеют  ключевые понятия и базовые навыки финансовой грамотности и ответственного финансового поведения,  могут использовать различные формы экономической информации, умеют рационально организовать свою работу, выработаны  полезные привычки обращения с деньгами;

2.Средний уровень:  учащиеся умеют оценивать ресурсы своей семьи, составлять семейный бюджет; обоснованно принимать экономические решения в области управления личными финансами, планирования семейного бюджета на основе анализа имеющейся экономической информации; знают особенности развития финансовых рынков и институтов на основе анализа основных экономических закономерностей и причинно-следственных связей;

3.Высокий уровень: учащиеся умеют  прогнозировать влияние событий, происходящих в экономике региона, страны, на благосостояние своей семьи, оценивать эффективность принятых экономических решений; осознанно выбирать услуги, оказываемые финансовыми посредниками на финансовом рынке в зависимости от целей сбережения средств или получения кредита (поиска инвестиций); прогнозировать личные (семейные) риски и подбирать способы финансовой защиты, программы страхования; понимают логику функционирования финансовых инструментов, более уверенно и легко ставят цели и принимают решения, в том числе в выборе профессии и управлении карьерой.