Инновационный проект «Внедрение модели формирования готовности педагога к управленческой деятельности в учреждении образования»
С 2024/2025 учебного года в учреждении образования реализуется инновационный проект «ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
Срок реализации проекта: 2024-2027.
Консультанты инновационного проекта:
Абрамчик Руслан Юрьевич, начальник главного управления образования Гродненского областного исполнительного комитета
Сергейко Светлана Антоновна, ректор государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент
Участники инновационного проекта:
Сульжицкая Людмила Владимировна, директор учреждения образования;
Мулица Марина Генриховна, заместитель директора по учебной работе, 1 квалификационная категория;
Богданович Диана Петровна, заместитель директора по воспитательной работе, 2 квалификационная категория;
Диланян Ольга Юрьевна, педагог социальный, 2 квалификационная категория;
Селятыцкая Алина Олеговна, учитель начальных классов, 2 квалификационная категория;
Кессо Антонина Ивановна, педагог-психолог, 1 квалификационная категория;
Все участники инновационного проекта являются сертифицированными пользователями информационных технологий в образовании.
Цель инновации – формирование готовности к управленческой деятельности в государственном учреждении образования «Мурованоошмянковская средняя школа» педагогов, состоящих в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»), для его полной и устойчивой самореализации в профессии.
Задачи инновационного проекта:
- Организовать взаимодействие в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве по развитию готовности управленческой деятельности в учреждении образования педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»), для его полной и устойчивой самореализации в профессии.
- Реализовать организационно-методические условия развития готовности к управленческой деятельности в учреждении образования педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»), в интегративном образовательно-профессиональном пространстве.
- Разработать программу поэтапного формирования готовности к управленческой деятельности педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»), с учетом её структурных компонентов.
- Разработать критерии сформированности готовности к управленческой деятельности в учреждении образования педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»).
- Разработать и апробировать научно-методическое обеспечение взаимодействия в системе «институт развития образования – районный учебно-методический кабинет – учреждение образования – педагог самореализационного портрета «Начальник» по развитию готовности педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»), в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве.
- Оценить эффективность модели развития готовности к управленческой деятельности в учреждении образования педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»), в интегративном образовательно-профессиональном пространстве на основе выделенных критериев.
- Обобщить опыт работы участников инновационной деятельности и разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению инновационной модели в образовательную практику.
Обоснование целесообразности внедрения инновационной деятельности
Вызовы, с которыми сталкивается сегодня Республика Беларусь, прямо определяют новые требования к личности педагога, важнейшее из которых – его устойчивая и полная самореализация. Полнота самореализации личности означает максимальную успешность развития своих способностей, использование социальных условий для раскрытия задатков и одаренности, а вместе с тем и максимальную пользу, которую личность может принести своим близким, обществу, в котором живет, человеческой цивилизации в целом.
Особенно актуальным это становится в отношении педагогов, состоящих в резерве на должность руководителя учреждения образования, поскольку создание конкурентной образовательной среды учреждения общего среднего образования (далее – УО), управление результативностью и эффективностью деятельности УО в современных условиях требует соответствующей готовности, особых управленческих компетенций, и образовательная практика нацеливает на необходимость новых подходов ликвидации дефицитов в этой сфере знаний будущих руководителей.
Недостаточная подготовленность руководителя УО к переходу на новый уровень управления, к организации процесса развития УО и обеспечения результативной деятельности, а также высокая требовательность к профессиональной компетентности руководителя, является одной из причин текучести управленческих кадров. Обеспечить функционирование и развитие УО после смены руководителя способны только те педагогические работники, которые имеют необходимую теоретическую и практическую подготовленность к управленческой деятельности, мотивированные на саморазвитие и самосовершенствование, для которых менеджмент (управление) является одной из важнейших профессиональных ценностей и важнейшим смыслом, т.е. те педагоги, которые обладают необходимой готовностью к управленческой деятельности. Таким образом, готовность педагога к управленческой деятельности приобретает особую актуальность.
С.А. Сергейко на основе анализа психолого-педагогической литературы установила, что несмотря на отсутствие единой точки зрения на определение понятия «готовность» на современном этапе развития теории готовности личности к деятельности, все ученые сходятся во мнении о том, что готовность необходимое условие успешной деятельности личности, ее начала, эффективного продолжения и результативного завершения [7]. Готовность аккумулирует в себе все необходимые и достаточные для решения поставленной задачи элементы предстоящего действия.
В зависимости от специфики деятельности личности в науке представлены различные виды готовности личности к деятельности: психологическая готовность (М. И. Дьяченко, Л. И. Кандыбович, Н. Д. Левитов, II. А. Просецкий, Л. А. Уманский); нравственно-психологическая готовность (А. Г. Ковалев); нравственная готовность (Б. Г. Ананьев, В. А. Сухомлинский); внутренняя готовность (П. А. Шавир); практическая готовность (З. С. Ильин, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков); профессиональная готовность к послевузовскому образованию (С. А. Позняк, В. П. Тарантей); операционная готовность (Л. К. Лесохина); социально-психологическая готовность (Б. Д. Парыгин); эмоционально-волевая готовность (Н. Д. Левитов); мотивационно-деятельностная готовность (И. А. Вишняков) [7].
Считаем возможным выделить готовность педагога к управленческой деятельности в учреждении образования. Опираясь на идеи С.А. Сергейко [7], под готовностью педагога к управленческой деятельности в инновационном проекте будем понимать синергизирующую надстройку над профессиональной компетентностью педагога, представляющую собой динамичную интегративную характеристику личности, проявляющуюся в определенной целостности и обусловливающую способность к специфическому виду профессиональной деятельности — менеджменту образовательного процесса– на основе самопознания, самоактуализации, самоидентификации, самопроектирования, саморазвития и самопрезентации.
Структура готовности к управленческой деятельности педагога включает четыре компонента: теоретико-методологический (методологические, фактологические, инструментальные знания, позволяющие наиболее полно реализовать способности педагога в управленческой деятельности; готовность к их пополнению и совершенствованию в течение всей профессиональной жизни); деятельностный (умения, позволяющие наиболее полно реализовать способности педагога в управленческой деятельности); психолого-регулятивный (потребность и интерес в управленческой деятельности, направленность на профессиональную самореализацию через управленческую деятельность и волевые качества личности); ценностно-смысловой (профессиональные ценности и смыслы, ценностное отношение к профессиональной самореализации через управленческую деятельность). Компоненты готовности к управленческой деятельности находятся во взаимодействии и единстве. Ядром является ценностно-смысловой компонент.
Формирование готовности педагога к управленческой деятельности в УО мы будем рассматривать через выстраивание персональной образовательной траектории педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник» (по С.А. Сергейко)) для его полной и устойчивой самореализации в профессии. Под профессиональной самореализацией будем понимать персональную стратегию профессиональной деятельности педагога, совершенствования его личностных качеств, развития профессиональных компетенций на основе самопознания, самоактуализации, самоидентификации, самопроектирования, саморазвития и самопрезентации [9].
В предлагаемом нами проекте данная ситуация будет усилена созданием в регионе интегрированного единого образовательно-профессионального пространства на основе объединения ресурсов педагогов профессионально-самореализационного портрета «Начальник», системы дополнительного образования взрослых (ИРО), районных учебно-методических кабинетов (РУМК) и учреждения образования, в котором работают педагоги профессионально-самореализационного портрета «Начальник», при одновременной адаптации содержания образования требованиям социального заказа к дополнительному образованию будущего руководителя УО и его индивидуальным особенностям. В этом будет заключаться научная новизна инновационной деятельности. Практическая значимость будет обеспечена посредством внедрения в широкую образовательную практику и систему повышения квалификации апробированного научно-методического и организационно-методического обеспечения авторской модели формирования готовности педагогов к управленческой деятельности в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве.
Новизна инновационного проекта заключается в:
— создании в регионе интегрированного единого образовательно-профессионального пространства на основе объединения ресурсов педагогов профессионально-самореализационного портрета «Начальник», системы дополнительного образования взрослых (ИРО), районных учебно-методических кабинетов (РУМК) и учреждения образования, в котором работают педагоги профессионально-самореализационного портрета «Начальник», при одновременной адаптации содержания образования требованиям социального заказа к дополнительному образованию будущего руководителя УО и его индивидуальным особенностям;
— разработке и внедрении модели развития готовности к управленческой деятельности в учреждениях образования педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник», в интегративном образовательно-профессиональном пространстве;
— разработке и внедрении программы поэтапного формирования готовности к управленческой деятельности педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»), с учетом её структурных компонентов;
— разработке методических рекомендаций и материалов по внедрению модели формирования готовности к управленческой деятельности педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»).
Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект
Методологической основой инновационного проекта являются:
системный и межпредметный подход к исследованию социокультурных и педагогических феноменов (В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин, В.И.Загвязинский, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, А.Д.Урсул, Г.П.Щедровицкий, Н.Л.Селиванова);
полипарадигмальность как методологический принцип, предполагающий сосуществование нескольких методологических систем, в рамках которых выстраиваются целостные, законченные модели образовательного процесса, выраженные в форме педагогических теорий, технологий, систем обучения и воспитания, что признается многими учеными (И.Г.Фомичева, И.А.Колесникова, О.Г.Прикот, Г.Б.Корнетов и др.).
Теоретическую основу инновационного проекта составили:
теория управленческих знаний и умений директора на основе общей теории управления (Т.И.Шамовой), в которой делается упор на усвоение содержание образовательных целей, осмысление стратегии развития образования, классификацию методов осуществления образовательного процесса, сравнение эффективности различных методов осуществления образовательного процесса и определения выбора форм организации образовательного процесса, определении уровня своих знаний о сущности образовательного процесса, проектирование программы своего профессионального самосовершенствования;
концепция профессиональной готовности к деятельности как надстройка над профессиональной компетентностью личности, определяющих её готовность к действиям (М.М.Дьяченко, И.А.Зимняя, Л.А.Кандыбович, В.А.Крутецкий, Е.С.Кузьмин, М.Д.Левитова, В.Н.Мясищев, С.А. Сергейко и др.) в соответствии со структурой профессиональной деятельности. Компоненты готовности педагога к управлению – теоретико-методологичеий, деятельностный, психолого-регулятивный и ценностно-смысловой являютсяфакторами развития педагога, способствуют осознанию личной ответственности за образовательный процесс учреждения образования,развитию интереса к психолого-педагогическим проблемам управления, технологиям егосовершенствования; стремлению быть профессионалом нового типа, проявлению высокогоуровня нравственности и культуры управления;
парадигма профессиональной самореализации педагога,четырехуровневая структурно-функциональная модель интегрированного образовательно-профессионального пространства формирования и развития готовности педагогов к профессиональной самореализации; взаимосвязи теоретико-методологического, деятельностного, психолого-регулятивного и ценностно-смыслового компонентов, являющихся составляющими готовности педагога к профессиональной самореализации; 11 персональных траекторий профессиональной самореализации педагога (С. А. Сергейко).
Описание структуры и содержания внедряемой инновационной технологии
Формирования готовности педагога к управленческой деятельности в учреждении образования состоит из следующих составных модулей: концептуально-целевого, организационно-содержательного и результативно-коррекционного.
Концептуально-целевой модуль описывает цели и условия внедрения модели, организационно-содержательный – направления и содержания деятельности по формированию готовности, результативно-коррекционный – критерии и показатели результативности.
Основой концептуально – целевого модуля модели выступают цели инновационного проекта и необходимые условияего внедрения.
Цель проекта: формирование готовности к управленческой деятельности в учреждении образования педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»), для его полной и устойчивой самореализации в профессии.
Одним из важнейших условий формирования готовности педагога к управленческой деятельности в учреждении образования является построение интегрированного образовательно-профессионального пространства. Под интегрированным образовательно-профессиональным пространством понимается конструкт (специально организованная совокупность взаимосвязанных образовательных и профессиональных структур) по формированию готовности педагога к управленческой деятельности[8]. Целью создания данного пространства является объединение образовательно-научно-методического потенциала системы дополнительного образования взрослых (ИРО), (РУМК) и УО, в котором работает педагог профессионально-самореализационного портрета «Начальник», для формирования готовности последнего к управленческой деятельности, и обеспечения потребности региона в профессионально подготовленных и конкурентоспособных управленческо-педагогических кадрах.
Формирование готовности педагога к управленческой деятельности требует развития специальных профессиональных компетенций, необходимых для реализации содержания управленческой деятельности руководителя учреждения образования, совершенствования личностных качеств, развития психологическо-регулятивной и ценностно-смысловой сфер. Решение данного вопроса обеспечивает синергизирующая надстройка над профессиональной компетентностью педагога, характеризующаяся наличием определенных знаний и усвоенного комплекса умений, развитием совокупности личностных качеств, соответствующей характеру управленческой деятельности, и ценностно-смыслового отношения к управленческой деятельности[7].
Готовность педагога к управленческой деятельности выступает в качестве содержательной рамки, на базе которой осуществляется развитие профессионально-управленческих компетенций, совершенствование личностных качеств, обогащение психологическо-регулятивной и ценностно-смысловой сфер. Ликвидация недостатков и пробелов в управленческо-педагогической компетентности педагога, развитие его мастерства и управленческо-педагогической культуры, необходимость обогащения и углубления знаний в конкретных управленческо-профессиональных вопросах вследствие повышения требований к их уровню, необходимость освоения современных методов итехнологий менеджмента вследствие появления новых теорий управления выступают содержательным ориентиром для развития ценностно-смыслового, теоретико-методологического, деятельностного и психолого-регулятивного компонентов готовности педагога к управленческой деятельности.
Организационно-содержательный модуль инновационной модели раскрывает содержательное наполнение модели, он представлен следующими блоками: диагностический; деятельностный; технологический; ресурсный.
Диагностический блок модуля предполагает проведение стартовой диагностикипедагогов по следующим направлениям:
- Определение уровня развития теоретико-методологического компонента готовности, уровня владения основами современной методологии управления образовательным процессом в учреждениях образования, представлений о сущности, закономерностях, принципах, формах управления развитием учреждений образования.
- Диагностика степени сформированности ценностно-смыслового компонента, ценностного отношения к профессиональной самореализации черезуправленческую деятельность, уровень развития мотивации к управленческой деятельности.
- Психолого-регулятивного компонентаготовности, позитивной созидательной активности педагога, позволяющей наиболее полно реализовать себя в сфере профессиональной деятельности через управление; участие педагога в деятельности по саморазвитию и самосовершенствованию.
- Определение психологических барьеров, препятствий психологического характера, имеющихся у педагога, мешающих формированию ценностно-смыслового отношения к управленческой деятельности, вызванное либо особенностями ситуации, либо особенностями личности специалиста.
Для диагностики можно использовать следующие методики: методика «Цикл управленческих умений» (Кларк Л. Вилсон); опросник мотивов, ценностей и предпочтений (Хоган); методика определения личностной ориентации во взаимоотношениях с людьми (тест А. Ершова); тест «Коммуникабельны ли Вы» (В.Д. Ряховский); методика «Эффективность лидерства»;тест оценки мотивации (В. Герчиков) и др.
Содержательный блок характеризуется совокупностью образовательных мероприятий по развитию готовности к управленческой деятельности в учреждении образования педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»), совокупностью образовательно-профессиональных мероприятий, акцентирующих самореализационную составляющую профессиональной деятельности педагога портрета «Начальник», содержание которых обогащено в направлении профессиональной самореализации, на 4-ех уровнях: когнитивном, деятельностном, эмоциональном и аксиологическом.
Когнитивный уровень предполагает образование системы смыслов (концептов), относящихся к содержанию управленческой деятельности и готовности педагогов к ней и входящих в концептуальную систему личности педагога.
Деятельностный уровень реализуется через включение педагогов в деловые и инновационные, интерактивные игры, тренинги, анализ конкретных ситуаций педагогической практики и т.п., направленные на моделирование конкретных ситуаций их самореализации через управленческую деятельность, на овладение новым инструментарием, создание новых информационных ресурсов, на повышение рефлексивной и аналитической культуры, развитие компетенций в сфере проектирования и моделирования собственной управленческой деятельности, на освоение технологий эффективного использования личных и групповых ресурсов для достижения значимых целей.
Проживание педагогами получаемого на первых двух уровнях знания, выработка ими смыслового отношения к этому знанию как результату деятельности членов профессионального сообщества обеспечивает реализацию эмоционального уровня блока. Эмоциональный компонент является побудителем активности, переводит педагога из позиции пассивного исполнителя инструкций и предписаний в позицию субъекта профессиональной деятельности и реализации себя через управленческую деятельность.
На аксиологическом уровне интегрируются полученные участниками знания и умения (компетенции); определяется иерархия личных ценностей и формулируется индивидуальная миссия; создается подробная карта реализации себя через управленческую деятельность, на которой обозначаются направления, маршруты и время достижения главных и соподчиненных, краткосрочных и долгосрочных целей; выявляются ключевые личностные ресурсы для ее достижения; оценивается собственный потенциал роста и намечаются пути наращивания необходимых компетенций для реализации себя в качестве руководителя УО (индивидуальная программа развития).
Деятельностный блок организационно-содержательного модуля представленконкретными видами деятельности по формированию готовности педагога к управленческойдеятельности, а также методическим сопровождением формирования всех компонентов готовности педагогов к управленческой деятельности.
В технологическом блоке организационно-содержательного модуля представлены направления, формы, методы и приемы формирования готовности к управленческой деятельностипедагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»). Блок предусматривает реализацию разноуровневых программ развития готовности в зависимости от уровня сформированности ее компонентов.
Ресурсный блок организационно-содержательного модуля включает в себя интеллектуальные, информационные, моральные и материальные ресурсы:
интеллектуальные ресурсы (педагогические работники, повышение квалификации педагогов, переподготовка, обучение педагогов);
информационный ресурсы: (публикации, семинары, обмен опытом работы с учреждениями образования региона, республики, ближнего и (или) дальнего зарубежья;
моральные и материальные ресурсы (мотивация, премирование, моральное и материальное поощрение педагогов, участвующих в инновационной деятельности).
Результативно-коррекционный модуль инновационного проекта «Внедрение модели формирования готовности педагога к управленческой деятельности в учреждениях образования» предполагает периодический мониторинг результативности: стартовую, промежуточную и итоговую диагностику уровня сформированности готовности, коррекцию результатов инновационной деятельности.
Программа инновационной деятельности
Этапы Сроки Содержание деятельности Подготовительный март 2024–сентябрь 2024 года
Определяются содержание, структура и критерии внедряемой инновационной технологии на основе теоретического анализа. Разрабатывается диагностический инструментарий выявления (методики тестирования, анкетирования, проективные методики, протоколы наблюдения) уровня готовности педагогических работников к управленческой деятельности. Проводится опрос «Потребность в достижении».
Первичная диагностика индивидуально-личностных особенностей педагогов в потребности в определении мотивов, ценностей и предпочтений.
Проводится диагностика определения личностной ориентации во взаимоотношениях с людьми.
Разработка содержания программ обучения и тренингов по формированию готовности педагогов к управленческой деятельности.
Составляется календарный план по внедрению модели формирования готовности педагога к управленческой деятельности в учреждении образования. Функциональные обязанности лиц, участвующих в эксперименте, будут определены на обучающем семинаре.
Практический октябрь 2024 года –
декабрь
2026 года
Реализуются все компоненты внедрение модели формирования готовности педагога к управленческой деятельности в учреждении образования: теоретико-методологический психолого-регулятивный, ценностно-смысловой. Внедряется программа по работе с педагогами, которые состоят в резерве кадров на руководящую должность.
Создается подробная карта реализации педагога через управленческую деятельность, на которой обозначаются направления, маршруты и время достижения главных и соподчиненных, краткосрочных и долгосрочных целей.
Проводится обучение участников группы. Тренинги, деловые игры, кейсы с педагогами проходят во внеучебное время. Проводятся регулярные встречи педагогов, которые принимают участие в реализации проекта с руководителем учреждения. Организовываются онлайнвстречи куратором.
Апробируется содержание программ тренингов по формированию готовности педагога к управленческой деятельности в учреждении образования.
Определяются критерии готовности к управленческой деятельности, проводится первичная диагностика (тестирование) уровня сформированности готовности педагогов к управленческой деятельности.
Организуется деятельность по реализации инновационного проекта. Определяется структура. Разрабатываются индивидуальные планы по работе с педагогами, состоящими в резерве кадров. Выделяется помещение для проведения диагностик, деловых игр, занятий, кейсов.
Повторно исследуется динамика уровня сформированности готовности педагогов к управленческой деятельности участвующих в эксперименте.
Рефлексивно-обобщающий январь – декабрь 2027 года
Анализируется опыт работы педагогов участвующих в эксперименте, разрабатываются меры для поддержки и стратегии развития, в том числе с участием администрации школы (в рабочих группах, через круглые столы, собрания и т. д.). Новые педагоги проходят обучение в рамках индивидуальных планов работы педагогов состоящий в резерве кадров на руководящие должности на регулярной основе, опытные педагоги, прошедшие подготовку в рамках проекта выступают в роли тренеров-ассистентов по принципу «равный обучает равного».
Проводится мониторинг эффективности реализации инновационного проекта, даются рекомендации специалистами.
Проводится итоговая диагностика готовности педагога к управленческой деятельности в учреждении образования, реализации компонентов внедряемой технологии. Анализируется динамика развития потребности и интереса в управленческой деятельности, направленность на профессиональную самореализацию через управленческую деятельность и волевые качества личности педагогов.
Определение различий между испытуемыми экспериментальных и контрольной групп (на основе использования методов математической статистики). Уточнение структуры экспериментальной технологии (особенностей взаимосвязи ее компонентов) на основе анализа ее эффективности. Данные, полученные в ходе эксперимента, анализируются и обобщаются. На основе анализа результатов исследования вносятся изменения и дополнения в структуру и содержание экспериментальной технологии.
Разработка научно-методических рекомендации к использованию модели формирования готовности педагога к управленческой деятельности в учреждении образования. Оформление основных результатов инновационного проекта в виде публикаций научного и научно-методического характера.
Критерии результативности формирования готовности к управленческой деятельности
Проведение мониторинга по данным критериям позволяет определить динамику показателей развития готовности к управленческой деятельности.
Критерии Показатели критериев Средства измерения 1. ценностно-смысловой Наличие стремления к личностному и профессиональному развитию. Ценностные ориентации.
Наличие стремления к решению организационно-управленческих задач.
Анкетирование, тестирование коммуникативных способностей и навыков; Диагностика мотивации достижения.
Анкета для изучения стремления к решению организационно-управленческих задач.
2. психолого-регулятивный Наличие психоэмоциональной культуры и самообладания. Наличие навыков самоконтроля в общении
Наличие умения управлять своим временем
Наличие навыков самоорганизации.
Наличие умения оценивать свою готовность к организационно-управленческой деятельности
Тест «Оценка самоконтроля в общении» Тест «Умение управлять своим временем»
Тест «Умение управлять своим Я-образом»
Анкета «Оценка готовности к организационно-управленческой деятельности»
3. теоретико-методологический Представления об организационно-управленческих качествах. Знание о способах выдвижения предположений и построения альтернативных вариантов принятия решений.
Наличие знаний о целеполагании, планировании и проектировании.
Знание способов поведения в конфликтной ситуации
Задание на ранжирование значимых организационно-управленческих качеств Тест «Шаги эффективного целеполагания, планирования, проектирования»
Кейсы конфликтных ситуаций
4. деятельностно-технологический Наличие и проявление в деятельности умений целеполагания, планирования и проектирования. Наличие и проявление в деятельности коммуникативных и организаторских умений.
Наличие и проявление в деятельности мыслительной и поведенческой гибкости и мобильности.
Наличие и проявление в деятельности творческой активности
Методики «Целеполагание и планирование», «Ситуационное моделирование» Тест «Умение слушать и слышать собеседника»
Задания для выявления мыслительной и поведенческой гибкости и мобильности. Кейсы.
Методики диагностики творческой активности
Ожидаемые результаты внедрения модели
В результате реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования готовности педагога к управленческой деятельности в учреждении образования» в регионе будут созданы:
интегрированное единое образовательно-профессиональное пространство на основе объединения ресурсов педагогов профессионально-самореализационного портрета «Начальник», системы дополнительного образования взрослых (ИРО), районных учебно-методических кабинетов (РУМК) и учреждения образования, в котором работают педагоги профессионально-самореализационного портрета «Начальник», при одновременной адаптации содержания образования требованиям социального заказа к дополнительному образованию будущего руководителя УО и его индивидуальным особенностям;
система поэтапного формирования теоретико-методологического, деятельностного, психолого-регулятивного и ценностно-смыслового компонентов готовности педагога;
совокупность эффективных форм, методов и приемов формирования готовности к управленческой деятельности, отработанная на практике в ходе внедрения модели.
научно-методическое обеспечение для использования в широкой образовательной практике учреждений образования, управлений (отделов) образования модели формирования готовности педагога к управленческой деятельности.
Внедрение модели будет способствовать:
повышению престижа будущего педагога-руководителя в контексте личностной и общественной составляющей;
развитию управленческо-профессиональной компетентности будущих педагогов-руководителей, обеспечивающих оптимальные условия для самореализации субъектов образовательного процесса;
опережающему характеру профессионального развития будущих руководителей учреждения образования;
формированию качественно нового и стабильного кадрового состава руководителей учреждений образования.
Формы представления результатов инновационной деятельности:
- Отчеты о процессе и результатах по завершении каждого этапа инновационной деятельности на заседаниях педагогического совета школы.
- Справки (промежуточные, итоговая) о реализации инновационного проекта.
- Творческий отчет участников инновационного проекта по завершении инновационной деятельности.
- Публикации в периодической педагогической печати.
- Методические рекомендации по внедрению модели формирования готовности педагога к управленческой деятельности в учреждении образования в массовую образовательную практику.
Возможные риски:
— сопротивление инновации отдельных педагогов;
— интенсивный ритм работы, который может обусловить недостаток времени для инновационной деятельности.
Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта
Дополнительное бюджетное финансирование для реализации инновационного проекта не требуется.
В соответствии с п.3 Приложения 31 к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 №71 «О некоторых вопросах оплаты труда работников в сфере образования» (с измен. и дополнениями), с п.9.8 Положения о других стимулирующих и компенсирующих выплатах работникам государственного учреждения образования «Мурованоошмянковская средняя школа» (приложение 4 к Коллективному договору) будут установлены надбавки педагогическим работникам за участие в инновационной деятельности на период реализации инновационного проекта. В случае необходимости будут использоваться средства из источников, разрешенных законодательством.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Дремина, И. А. Формирование культуры непрерывного образования педагога в системе повышения квалификации /И. А. Дремина// Образоват. технологии. – 2022 – № 1 – С. 71–76.
2 Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. Москва: Академия, 2007.– 239 с.
- Койнова, Ю. В. Формирование профессиональной компетентности социальных работников в процессе вузовского обучения (на материале Германии) : автореф. дис…. канд. пед. наук / Ю. В. Койнова. – М., 1996. – 24
4 Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев.Москва: Смысл, 2000.– 18 с.
- Мищенко, А. И. Педагогический процесс как целостное явление / А. И. Мищенко. – М. : Прометей, 1993. – 157 с.
- Психология саморазвития человека в системе «Образование – профессия –общество»: подходы и результаты исследований: коллективная монография / под ред.М. М. Дудиной.– Екатеринбург, 2015.– 270 с.
7.Сергейко, С. А. Готовность педагога к профессиональной самореализации:сущность и структура / С. А. Сергейко// Адукацыя і выхаванне. – 2022 – № 2 – С. 37–45.
- Сергейко, С. А. Интегрированное образовательно-профессиональное пространство для самореализации педагога / С. А. Сергейко // Народная асвета. – 2023. – №3. – С. 3–6.
- Сергейко, С. А. Типология самореализационных портретов педагога / С. А. Сергейко // Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты. сборник статей VI Международной научно-практической конференции 27 ноября 2020 года, г. Могилёв. В 3 частях. Ч. 1 / редкол. : М. М. Жудро [и др.] ; под общ. ред. Т. И. Когаческой. – Могилев : МГОИРО, 2020. – С. 9–12.
10.Филинкова Е.Б.Уровень и личностные факторы готовности педагогов дошкольного и среднего образования к переходу на управленческую работу/ Е.Б.Филинкова // Психологическая наука и образование, 2019.–Т .2. – C .72—81.
11.Якимова, З. В. Профессиональная самоактуализация: структура и этапыформирования / З. В. Якимова // Инновации в образовании. – 2022 – № 2 – С. 85–98.
- Яцкевич, А. К. «Строим карьерную траекторию»: школа профессиональной самореализации педагога / А. К. Яцкевич// Нар. асвета. – 2022 – № 12. – С. 16–18.
